Сайт воспитателя Реутиной Зои Александровны МБДОУ "Малышок" с.Доброе Липецкой области

Представление педагогического опыта воспитателя по теме «Русские народные игры и их значение в воспитании детей дошкольного возраста».

28 мая 2021

Представление педагогического опыта воспитателя

по теме «Русские народные игры  и их значение в воспитании детей дошкольного возраста». 

2. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

 

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое, мы, оказывается, знаем очень поверхностно: что заботило, радовало и тревожило русских людей, о чем мечтали, рассказывали и пели, в какие игры играли, что передавали своим детям и внукам. Ответить на это - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

Дошкольный возраст – неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Народные игры- одно из средств народной педагогики. Народные игры могут и должны занимать достойное место в педагогической работе с дошкольниками. Новые условия жизни и быта не позволяют воспитывать детей так, как их воспитывали далекие предки. Но знать эти особенности необходимо и нужно заимствовать из богатейшего наследия все, что интересно и полезно. Меня очень заинтересовала эта идея. В течение трех лет, с 2017 по 2020 год,  я работала  по теме  «Русские народные игры  и их значение в воспитании детей дошкольного возраста».

3.Актуальность выбора данной теме обусловлено тем, что с появлением  новых технологий, на мой взгляд, народные игры почти исчезли из нашего быта, а  детская игровая культура во многом утрачена:

  • Народные игры чрезвычайно быстро исчезают из детства, предпочтение отдаётся компьютерным играм;
  • Игры детей зачастую однообразны, а иногда это просто копирование поведения героев современных мультфильмов, различных детских программ.
    3) Сокращается двигательная активность детей как в семье (дети привязаны к телевизору и компьютерным играм), так и в детском саду (велика продолжительность образовательной деятельности с преобладанием статических поз);
    4) Родители недооценивают значение русских народных игр в развитии и воспитании ребёнка, сами не знают их, а, следовательно, не могут обучить этим играм ребёнка.

Таким образом, стало очевидным необходимость знакомить дошкольников с компонентами русской народной культуры, а именно народными играми. Ведь народная культура, во всех её проявлениях, обладая огромным эстетическим, духовно-нравственным и педагогическим потенциалом, способна формировать гармонично развитую личность с устойчивыми приоритетами, ценностными ориентациями, жизненными принципами.

 

4 Теоретическая база опыта.

 

При изучении данного вопроса не обойтись без теоретической базы. Помощниками в изучении этой темы для меня стала следующая литература:
1. Детские народные подвижные игры. Составители Кенеман А. В., Осокина Т. Н.

  1. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры.
  2. Науменко Г. М. Фольклорные праздники.
  3. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам народной культуры .
  4. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: конспекты занятий, сценарии праздников. Под редакцией Орловой А. В.
    6.Картотека русских народных подвижных игр.
    7.Пензулаева Л.И.. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.
  5. Условия формирования ведущей идеи и задач опыта, условия возникновения, становления опыта.

Изучив теоретическую базу, я определила  основную цель своего опыта работы: 

нравственное воспитание  детей старшего дошкольного возраста посредством народных игр.

Следуя этой цели, я определила для себя круг задач:

  1. Создать условия в группе для приобщения детей к русским народным играм;
  2. Познакомить детей с особенностями жизни, обычаями русского народа, народными играми, истоками появления игр;
  3. Создать систему взаимодействия с семьями воспитанников, способствующую приобщению к истокам русской народной культуры.
  4. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народ­ному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к на­родным играм и т. д.

4.Использовать все виды фолькло­ра (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хо­роводы), так как фольклор является бо­гатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Зна­комить детей с народными праздника­ми и традициями, народными играми.

  1. В работе использовала следующие методы:

- наглядный метод;

-словесный метод;

-игровой метод

- практический метод.

Новизна опыта.

Возрождение русской народной игры.

Русская народная подвижная игра – средство обучения и воспитания, обеспечивающая самообразование ребёнка. Она классически лаконична, выразительна и доступна ребёнку.  Народная подвижная игра – традиционная игра, которая имеет развлекательную основу, и включают в себя элементы театрального, циркового, танцевального, музыкального и поэтического искусства, отражающая образ жизни, национальные традиции, обычаи.

В русских народных подвижных играх радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируется уважительное отношение к культуре родной страны и создаётся эмоционально- положительная основа для физического развития и формирования ценностного отношения к физической культуре.

  1. Технология опыта. Система конкретных педагогических

действий, содержание, методы, приемы воспитания.

 

Начиная работать в этом направлении,  следовала следующим правилам:

– выбранные игры соответствовали возрасту детей;

– сюжет был интересен и доступен детям;

– учитывалось  общее эмоциональное состояние детей;

– всегда готовилось место для проведения игры.

8.При введении новой игры  продумывалось  условие, в котором будет проводиться игра, чтобы удачно разместить играющих на имеющемся пространстве. Знакомила с игрой детей, уточняя с ними содержание игры, используемые пособия и игрушки, заучивая при необходимости имеющийся текст.

  Игры   планировала и проводила   в первой и во второй половине дня.
9. РППС. Развитие предметно - пространтвенной среды.
В группе есть центр книги  с произведениями русского народного   фольклора   сказками, потешками, считалками, загадками, пословицами и поговорками).

Важным в работе стало создание картотеки, которая предполагает разучивание народных игр с разной развивающей направленностью. В ней собраны игры-шутки, игры-состязания, игры с подражанием и многие другие

 Собран разнообразный речевой материал, включающий считалки, дразнилки, изготовлены атрибуты к народным играм.
 В своей работе использую разнообразные народные игры, предварительное

знакомство детей с русской народной игрой, я начала с рассматривания репродукций картин, иллюстраций, изображающих русских богатырей, игры и забавы детей и взрослых.
Далее разучивали зазывалки. Зазывалки использовались как зачин, призывающий потенциальных участников к игре: Собирайся народ, Кто в прятки играть идёт? 

Для проведения полноценной народной игры необходимо было разучить с детьми русские народные считалки, т. к. традиционно в русских народных играх  определить водящего можно с помощью них. Считалки – это короткие рифмованные стихи, как правило, с юмором.  От его задора в начале игры зависит, как будет проходить сама игра. Обращала внимание на умение детей слушать объяснения ведущего, добиваться выполнения движения, согласно его указаниям, соблюдать правила.

Использование народных игр в работе с детьми позволяет нам донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям.          

Народные игры в сочетании с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную основу и физическое совершенство.
Существует множество русских народных игр, например;

  1. 10. 1. Игры, отражающие отношение человека к природе. Эти игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру. «В коршуна», «Заинька беленький», «В медведя», «Ручеёк» и т.д.
    Игры, отражающие историческое наследие русского народа. " Горшки", "Башмачник", "Лапти", «Липкие пеньки» и другие.

 Благодаря этим играм дети познакомились с обрядовыми праздниками русского народа.
11 3. Игры, отражающие игры сверстников прошлых столетий. К этому разделу относятся игры: "Горелки", "Жмурки", "Ловишка", "Краски", "Гуси - лебеди" и др. Эти игры способствовали укреплению дружбы, выявлению симпатий детей, сплочению коллектива.
124. Игры, которые дают возможность помериться силой и ловкостью, побуждают стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. "Тяни в круг" "Бой петухов", "Перетяни за черту", "Цепи кованы", "Перетягивание каната", «Бой мешками». Эти игры очень нравятся детям, особенно мальчикам. В них, каждый желающий мог проявить себя, ведь они не только развивают силовые качества, но и учат честным отношениям друг к другу.

Народные игры «Бои подушками» и «Петушиные бои» позволяют снять эмоциональное напряжение, превратить негативное настроение в шуточную игру. Игры «Плетень», «Золотые ворота», «Ручеек»,   «Мышеловка» развивают умение сотрудничать, формируют доброжелательное отношение друг к другу, позволяют преодолеть скованность и нерешительность некоторых детей.               

Побуждая детей к двигательной активности на прогулке, в играх,  продолжаем укреплять и охранять здоровье детей, через народные подвижные игры прививать любовь к родному краю, селу, к своим традициям и обычаям. Главная задача состоит в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только так дети приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход, быстро принимать решение, проявлять инициативу, т. е. дети приобретают важные качества, необходимые в будущей    повседневной жизни.  Особенно на прогулке, воспитанники любят играть в так
 называемые дворовые игры:  «Салочки», «Море волнуется», «Краски», «Фанты», «Телефон». Развивая интерес к народным играм, и продолжая знакомство с ними, например, как: «Кисонька», «Овощи», «Гуси-Лебеди», «Серый волк», продолжаем развивать творческие способности. Все народные игры развивают у ребенка навыки социального поведения. Также позволяют проявлять творческие способности при придумывании детьми новых вариантов игр.

Кроме того, многие игры используются в различных эстафетах, при проведении праздников, досугов.

13.С детьми   были проведены фольклорные праздники.
 На Новый год, Колядки проводила такие игры, как «Бабка-ёжка», «Жмурки», «Два мороза».
На Масленицу- «Горелки», «Гори, гори ясно», «Ловишки», «Метёлка», «Пирог», «Перетягивание каната», «Сковорода».
14. На Пасху- «Солнышко», «Катание яиц с горки», «Цепи кованные»,
Зимние забавы -  « Стульчики», «Пугало», «Золотые ворота».
Праздник забытых игр - «Жмурки, «Где работа – там еда», «Волшебный платок», «Тачка».
15.  Осенние состязания - «Бег в мешках», «Полёт на метле», «Платок».
Досуг «Народные игры стран ближнего зарубежья» играли в такие игры, «Липкие пеньки», «Продаём горшки», «Перетягивание на палках»
С учениками ДСШ №1 «Русские народные забавы».и т.д.          

Если в начале работы главным было познакомить детей с разнообразием народных игр, то в дальнейшем работа усложнилась: приоритетными задачами стали:

 - самостоятельное проведение русских народных подвижных игр, знание правил игры, умение объяснить;

- знать несколько способов выбора водящего;

- уметь дать оценку игре, водящему;

- уметь самостоятельно пользоваться игровым оборудованием.
16.Родители являются постоянными и активными участниками воспитательно-образовательного процесса.  Предварительно провела анкетирование для родителей «Знаете ли вы русские народные игры».  Результаты показали, что родители под забыли во что играли в детстве. Но в беседе с воспитателем вспоминали, что оказалось  основными играми в детстве были: «лапта», «прятки», «выбивалы», «чижик», «казаки разбойники», «догонялки», «ручеёк», «классики», «резиночки». Родители помогали в изготовлении атрибутов к русским народным играм, принимали участие в проведении праздников.  

17.Для педагогов: были проведены (мастер – классы, консультации)

«Русские народные игры и их значение в воспитании детей дошкольного возраста».
«Воспитание культуры общения в игре».
«Организация народных подвижных игр в ДОУ».
Мастер –класс «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры».
Мастер – класс: « Русские народные игры, как средство приобщения дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа».
Мастер  - класс: «Народная игра, как уникальный способ познания мира детьми старшего дошкольного возраста».

18.В 2018 году мною был подготовлен и реализован проект-«Русские народные игры».

Цель проекта: формирование и систематизация знаний и представлений детей о культуре, традициях и обычаях русского народа через русскую народную подвижную игру; дать детям возможность прикоснуться к богатейшему наследию русской народной культуры.

Задачи проекта:

  • Создать позитивный микросоциум, где каждый участник (взрослый и ребенок)   может   развить   свои   способности   в   процессе   совместной деятельности; творчески организовать общение и игру.
  • Познакомить  с русским народным фольклором и обучить разнообразным правилам подвижных народных игр.
  • Развить   физические   качества   –   быстроту,  ловкость,   выносливость   в народных играх.
  • Воспитать культуру общения со сверстниками, интерес и любовь к русской национальной   культуре,   народному   творчеству,   обычаям,   традициям, обрядам, к народным играм.
  • Способствовать  развитию педагогической компетентности  родителей.

19

  1. 20. Анализ результативностиопыта.

    Подводя итог, можно сказать, что народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, мо­ральную чистоту и физическое совершенство.

    Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгла­димы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нрав­ственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и твор­ческой деятельности.

Человек родился, новый росток проклюнулся. Сколько тепла, света, животворящей влаги надо, чтобы выросла крепкая поросль. Вот поэтому и хочется, чтобы русские народные подвижные игры запомнились на всю жизнь, оставив в памяти ощущение чего-то приятного и светлого. Ф.Достоевскому принадлежат слова «Человека делают человеком светлые воспоминания детства».

В результате целенаправленной систематической работы:

Дети осмысленно, активно, с удовольствием участвуют в народных играх и  праздниках;

 Дети знают считалки, заклички, умеют договариваться на игру, проявляют выдержку, волю, стремление к победе, соблюдают правила игры.

Умеют самостоятельно организовать игру и пользоваться атрибутами для игр.

Знают историю возникновения русских игр, праздников, традиций.

21Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

Оставить комментарий: