Представление педагогического опыта воспитателя по теме «Русские народные игры и их значение в воспитании детей дошкольного возраста».
28 мая 2021
Представление педагогического опыта воспитателя
по теме «Русские народные игры и их значение в воспитании детей дошкольного возраста».
2. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое, мы, оказывается, знаем очень поверхностно: что заботило, радовало и тревожило русских людей, о чем мечтали, рассказывали и пели, в какие игры играли, что передавали своим детям и внукам. Ответить на это - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.
Дошкольный возраст – неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.
Народные игры- одно из средств народной педагогики. Народные игры могут и должны занимать достойное место в педагогической работе с дошкольниками. Новые условия жизни и быта не позволяют воспитывать детей так, как их воспитывали далекие предки. Но знать эти особенности необходимо и нужно заимствовать из богатейшего наследия все, что интересно и полезно. Меня очень заинтересовала эта идея. В течение трех лет, с 2017 по 2020 год, я работала по теме «Русские народные игры и их значение в воспитании детей дошкольного возраста».
3.Актуальность выбора данной теме обусловлено тем, что с появлением новых технологий, на мой взгляд, народные игры почти исчезли из нашего быта, а детская игровая культура во многом утрачена:
- Народные игры чрезвычайно быстро исчезают из детства, предпочтение отдаётся компьютерным играм;
- Игры детей зачастую однообразны, а иногда это просто копирование поведения героев современных мультфильмов, различных детских программ.
3) Сокращается двигательная активность детей как в семье (дети привязаны к телевизору и компьютерным играм), так и в детском саду (велика продолжительность образовательной деятельности с преобладанием статических поз);
4) Родители недооценивают значение русских народных игр в развитии и воспитании ребёнка, сами не знают их, а, следовательно, не могут обучить этим играм ребёнка.
Таким образом, стало очевидным необходимость знакомить дошкольников с компонентами русской народной культуры, а именно народными играми. Ведь народная культура, во всех её проявлениях, обладая огромным эстетическим, духовно-нравственным и педагогическим потенциалом, способна формировать гармонично развитую личность с устойчивыми приоритетами, ценностными ориентациями, жизненными принципами.
4 Теоретическая база опыта.
При изучении данного вопроса не обойтись без теоретической базы. Помощниками в изучении этой темы для меня стала следующая литература:
1. Детские народные подвижные игры. Составители Кенеман А. В., Осокина Т. Н.
- Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры.
- Науменко Г. М. Фольклорные праздники.
- Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам народной культуры .
- Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: конспекты занятий, сценарии праздников. Под редакцией Орловой А. В.
6.Картотека русских народных подвижных игр.
7.Пензулаева Л.И.. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. - Условия формирования ведущей идеи и задач опыта, условия возникновения, становления опыта.
Изучив теоретическую базу, я определила основную цель своего опыта работы:
нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством народных игр.
Следуя этой цели, я определила для себя круг задач:
- Создать условия в группе для приобщения детей к русским народным играм;
- Познакомить детей с особенностями жизни, обычаями русского народа, народными играми, истоками появления игр;
- Создать систему взаимодействия с семьями воспитанников, способствующую приобщению к истокам русской народной культуры.
- Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
4.Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Знакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми.
- В работе использовала следующие методы:
- наглядный метод;
-словесный метод;
-игровой метод
- практический метод.
Новизна опыта.
Возрождение русской народной игры.
Русская народная подвижная игра – средство обучения и воспитания, обеспечивающая самообразование ребёнка. Она классически лаконична, выразительна и доступна ребёнку. Народная подвижная игра – традиционная игра, которая имеет развлекательную основу, и включают в себя элементы театрального, циркового, танцевального, музыкального и поэтического искусства, отражающая образ жизни, национальные традиции, обычаи.
В русских народных подвижных играх радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируется уважительное отношение к культуре родной страны и создаётся эмоционально- положительная основа для физического развития и формирования ценностного отношения к физической культуре.
- Технология опыта. Система конкретных педагогических
действий, содержание, методы, приемы воспитания.
Начиная работать в этом направлении, следовала следующим правилам:
– выбранные игры соответствовали возрасту детей;
– сюжет был интересен и доступен детям;
– учитывалось общее эмоциональное состояние детей;
– всегда готовилось место для проведения игры.
8.При введении новой игры продумывалось условие, в котором будет проводиться игра, чтобы удачно разместить играющих на имеющемся пространстве. Знакомила с игрой детей, уточняя с ними содержание игры, используемые пособия и игрушки, заучивая при необходимости имеющийся текст.
Игры планировала и проводила в первой и во второй половине дня.
9. РППС. Развитие предметно - пространтвенной среды.
В группе есть центр книги с произведениями русского народного фольклора сказками, потешками, считалками, загадками, пословицами и поговорками).
Важным в работе стало создание картотеки, которая предполагает разучивание народных игр с разной развивающей направленностью. В ней собраны игры-шутки, игры-состязания, игры с подражанием и многие другие
Собран разнообразный речевой материал, включающий считалки, дразнилки, изготовлены атрибуты к народным играм.
В своей работе использую разнообразные народные игры, предварительное
знакомство детей с русской народной игрой, я начала с рассматривания репродукций картин, иллюстраций, изображающих русских богатырей, игры и забавы детей и взрослых.
Далее разучивали зазывалки. Зазывалки использовались как зачин, призывающий потенциальных участников к игре: Собирайся народ, Кто в прятки играть идёт?
Для проведения полноценной народной игры необходимо было разучить с детьми русские народные считалки, т. к. традиционно в русских народных играх определить водящего можно с помощью них. Считалки – это короткие рифмованные стихи, как правило, с юмором. От его задора в начале игры зависит, как будет проходить сама игра. Обращала внимание на умение детей слушать объяснения ведущего, добиваться выполнения движения, согласно его указаниям, соблюдать правила.
Использование народных игр в работе с детьми позволяет нам донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям.
Народные игры в сочетании с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную основу и физическое совершенство.
Существует множество русских народных игр, например;
- 10. 1. Игры, отражающие отношение человека к природе. Эти игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру. «В коршуна», «Заинька беленький», «В медведя», «Ручеёк» и т.д.
Игры, отражающие историческое наследие русского народа. " Горшки", "Башмачник", "Лапти", «Липкие пеньки» и другие.
Благодаря этим играм дети познакомились с обрядовыми праздниками русского народа.
11 3. Игры, отражающие игры сверстников прошлых столетий. К этому разделу относятся игры: "Горелки", "Жмурки", "Ловишка", "Краски", "Гуси - лебеди" и др. Эти игры способствовали укреплению дружбы, выявлению симпатий детей, сплочению коллектива.
124. Игры, которые дают возможность помериться силой и ловкостью, побуждают стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. "Тяни в круг" "Бой петухов", "Перетяни за черту", "Цепи кованы", "Перетягивание каната", «Бой мешками». Эти игры очень нравятся детям, особенно мальчикам. В них, каждый желающий мог проявить себя, ведь они не только развивают силовые качества, но и учат честным отношениям друг к другу.
Народные игры «Бои подушками» и «Петушиные бои» позволяют снять эмоциональное напряжение, превратить негативное настроение в шуточную игру. Игры «Плетень», «Золотые ворота», «Ручеек», «Мышеловка» развивают умение сотрудничать, формируют доброжелательное отношение друг к другу, позволяют преодолеть скованность и нерешительность некоторых детей.
Побуждая детей к двигательной активности на прогулке, в играх, продолжаем укреплять и охранять здоровье детей, через народные подвижные игры прививать любовь к родному краю, селу, к своим традициям и обычаям. Главная задача состоит в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только так дети приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход, быстро принимать решение, проявлять инициативу, т. е. дети приобретают важные качества, необходимые в будущей повседневной жизни. Особенно на прогулке, воспитанники любят играть в так
называемые дворовые игры: «Салочки», «Море волнуется», «Краски», «Фанты», «Телефон». Развивая интерес к народным играм, и продолжая знакомство с ними, например, как: «Кисонька», «Овощи», «Гуси-Лебеди», «Серый волк», продолжаем развивать творческие способности. Все народные игры развивают у ребенка навыки социального поведения. Также позволяют проявлять творческие способности при придумывании детьми новых вариантов игр.
Кроме того, многие игры используются в различных эстафетах, при проведении праздников, досугов.
13.С детьми были проведены фольклорные праздники.
На Новый год, Колядки проводила такие игры, как «Бабка-ёжка», «Жмурки», «Два мороза».
На Масленицу- «Горелки», «Гори, гори ясно», «Ловишки», «Метёлка», «Пирог», «Перетягивание каната», «Сковорода».
14. На Пасху- «Солнышко», «Катание яиц с горки», «Цепи кованные»,
Зимние забавы - « Стульчики», «Пугало», «Золотые ворота».
Праздник забытых игр - «Жмурки, «Где работа – там еда», «Волшебный платок», «Тачка».
15. Осенние состязания - «Бег в мешках», «Полёт на метле», «Платок».
Досуг «Народные игры стран ближнего зарубежья» играли в такие игры, «Липкие пеньки», «Продаём горшки», «Перетягивание на палках»
С учениками ДСШ №1 «Русские народные забавы».и т.д.
Если в начале работы главным было познакомить детей с разнообразием народных игр, то в дальнейшем работа усложнилась: приоритетными задачами стали:
- самостоятельное проведение русских народных подвижных игр, знание правил игры, умение объяснить;
- знать несколько способов выбора водящего;
- уметь дать оценку игре, водящему;
- уметь самостоятельно пользоваться игровым оборудованием.
16.Родители являются постоянными и активными участниками воспитательно-образовательного процесса. Предварительно провела анкетирование для родителей «Знаете ли вы русские народные игры». Результаты показали, что родители под забыли во что играли в детстве. Но в беседе с воспитателем вспоминали, что оказалось основными играми в детстве были: «лапта», «прятки», «выбивалы», «чижик», «казаки разбойники», «догонялки», «ручеёк», «классики», «резиночки». Родители помогали в изготовлении атрибутов к русским народным играм, принимали участие в проведении праздников.
17.Для педагогов: были проведены (мастер – классы, консультации)
«Русские народные игры и их значение в воспитании детей дошкольного возраста».
«Воспитание культуры общения в игре».
«Организация народных подвижных игр в ДОУ».
Мастер –класс «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры».
Мастер – класс: « Русские народные игры, как средство приобщения дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа».
Мастер - класс: «Народная игра, как уникальный способ познания мира детьми старшего дошкольного возраста».
18.В 2018 году мною был подготовлен и реализован проект-«Русские народные игры».
Цель проекта: формирование и систематизация знаний и представлений детей о культуре, традициях и обычаях русского народа через русскую народную подвижную игру; дать детям возможность прикоснуться к богатейшему наследию русской народной культуры.
Задачи проекта:
- Создать позитивный микросоциум, где каждый участник (взрослый и ребенок) может развить свои способности в процессе совместной деятельности; творчески организовать общение и игру.
- Познакомить с русским народным фольклором и обучить разнообразным правилам подвижных народных игр.
- Развить физические качества – быстроту, ловкость, выносливость в народных играх.
- Воспитать культуру общения со сверстниками, интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, к народным играм.
- Способствовать развитию педагогической компетентности родителей.
19
- 20. Анализ результативностиопыта.
Подводя итог, можно сказать, что народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
Человек родился, новый росток проклюнулся. Сколько тепла, света, животворящей влаги надо, чтобы выросла крепкая поросль. Вот поэтому и хочется, чтобы русские народные подвижные игры запомнились на всю жизнь, оставив в памяти ощущение чего-то приятного и светлого. Ф.Достоевскому принадлежат слова «Человека делают человеком светлые воспоминания детства».
В результате целенаправленной систематической работы:
Дети осмысленно, активно, с удовольствием участвуют в народных играх и праздниках;
Дети знают считалки, заклички, умеют договариваться на игру, проявляют выдержку, волю, стремление к победе, соблюдают правила игры.
Умеют самостоятельно организовать игру и пользоваться атрибутами для игр.
Знают историю возникновения русских игр, праздников, традиций.
21Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.